Семинар для учителей-логопедов и педагогов-психологов образовательных организаций муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район»
В рамках плана работы управления образования администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» с целью привлечения узких специалистов к поиску возможных решений проблемы инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС и освоения основных и вспомогательных форм работы в инклюзивной практике 19 декабря 2017 года на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г. Валуйки Белгородской области состоялся семинар для учителей-логопедов и педагогов-психологов образовательных организаций муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» по теме инклюзивная практика ДОУ в условиях реализации ФГОС.
В начале семинара заведующий Жерлицына Эльвира Сергеевна провела ознакомительную экскурсию по детскому саду. Продемонстрировала всем присутствующим материально-техническое оснащение и оснащение образовательного процесса для работы с детьми, имеющими особенности здоровья в рамках системы инклюзивного образования в ДОУ. Кратко рассказала об обеспечении доступа в здание образовательной организации детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, о наличии оборудованных кабинетов специалистов, продемонстрировала электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечен свободный доступ и наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц ОВЗ.
В теоретической части учитель-логопед, Гаврилуца Ирина Романовна, познакомила присутствующих с особенностями организации инклюзивной практики в ДОУ. В своем выступлении учитель-логопед акцентировала внимание на поэтапном планировании и организации инклюзивной практики в ДОУ, которая является одной из важных условий этого процесса, а также о созданных условиях при организации инклюзивной практики в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г. Валуйки.
В информационно-теретической части были раскрыты цели и задачи инклюзивного сада, подробно, с помощью презентации, Ирина Романовна продемонстрировала построение образовательного процесса в ДОУ, при реализации инклюзивной практики.
Далее в своем выступлении на семинаре педагог-психолог, Зубкова О. В. представила присутствующим практические компоненты психолого-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации.
Она обратила особое внимание на эффективные практические методы и приемы, которые используются ею в практике во время психолого-педагогического взаимодействия с ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации. Оксана Владимировна включила в свое выступление и такой вопрос как моделирование среды, в которой при благоприятных условиях удается вести работу с таким ребенком достаточно успешно, так как способствует повышению уровня социализации и интеллектуального развития.
В практической части семинара педагог-психолог детского сада, на базе которого проходило мероприятие, продемонстрировала фрагмент индивидуального занятия с демонстрацией тренировки диафрагмального дыхания и навыка саморегуляции с использованием аппаратно - программных комплексов биологической обратной связи («БОСС») «Экватор» и «Волна» с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Практический опыт учителя-логопеда того же сада был представлен в виде фрагмента индивидуального занятия с демонстрацией программного обеспечения «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями» с использованием авторской методики Акименко В. М.
В дополнение к программному обеспечению, учитель-логопед Пахомова Н. И. продемонстрировала мастер-класс и обучила фокус группу использованию комплексной технологии «Коррекции и развития речи детей 4-8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ. В конце практической части присутствующие увидели на практике, а фокус группа приняла активное участие в мастер – классе «Использование коррекционно-развивающей методики с видеобиоуправлением («ВБУ») по закреплению «Буквы. Цифры. Цвет» с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, учителя-логопеда Кондобаровой Е. Б.
Не менее важными были и вопросы по обмену опытом работы это:
- Доступная среда и комплексный подход узких специалистов в организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ДО. Выступила учитель-логопед МДОУ «ЦРР-д/с № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Кушнир Т.Н.;
- Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования в ДОУ. Докладчик учитель-логопед МОУ «СОШ № 2 с УИОП» г. Валуйки Мелихова Л. В.;
- Использование оборудования в рамках программы «Доступная среда» в работе школьного учителя-логопеда. Выступила учитель-логопед МОУ «СОШ № 4» г. Валуйки Сальникова Т. И.
По итогам проведения семинара для учителей-логопедов и педагогов-психологов образовательных организаций муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» были даны рекомендации:
Для педагогов-психологов
- Усовершенствовать психолого-педагогическое сопровождение детей имеющих особые образовательные потребности.
- Организовать информационное сопровождение педагогов о новых средствах и формах коррекционно-образовательной деятельности в инклюзивной практике ДОО.
- Обновить содержание психолого-педагогической деятельности в социально-эмоциональном развитии детей с расстройствами аутистического спектра.
Для учителей-логопедов
- Организовать эффективное взаимодействие узких специалистов ДОО в коррекционном направлении для обмена опытом в инклюзивной практике.
- Использовать доступные инновационные коррекционно-развивающие средства в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
- Усовершенствовать психолого-педагогической службе, педагогам и учителям-логопедам систему диагностических мероприятий для выявления и изучения особенностей развития детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
|