Воскресенье
25.02.2018
10:58
Приветствую Вас Гость
RSS
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад №2"
г.Валуйки Белгородской области
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Консультации по речевому развитию [15]
Консультации по речевому развитию
Консультации по развитию музыкальных способностей [15]
Консультации по развитию музыкальных способностей
Консультации по психологии [16]
Консультации по психологии
Консультации педагогов Валуйского района [30]
Консультации педагогов Валуйского района
Консультации по английскому языку [15]
Консультации по физическому развитию [15]
Консультации по формированию навыков культуры [11]
Консультации по ЗОЖ [5]
Новости [21]
Архив новостей 2016-2017 [39]
Архив новостей 2015-2016 [35]
Архив новостей 2014-2015 [6]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2017 » Июнь » 2 » Занятия изобразительной деятельности для развития речи
18:11
Занятия изобразительной деятельности для развития речи

Консультация для родителей

Составила: Гаврилуца И. Р.

учитель-логопед

г. Валуйки, 2017г.

ЗАНЯТИЯ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Занятия по рисованию, лепке, аппликации в  детском саду объединяются под названием изобразитель­ная деятельность или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки, в конструирова­нии — постройки.

Наряду с решением основных для этого вида деятельнос­ти задач на занятиях изобразительной деятельностью мож­но успешно осуществлять и развитие речи детей.

Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами — это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она от­ражает и   углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и рече­вой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Значение рисования, лепки, аппликации и конструиро­вания для всестороннего развития и. воспитания дошколь­ника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфичес­кое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

На занятиях изобразительной деятельностью детей мож­но знакомить с новыми словами, учить понимать, разли­чать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребе­нок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и упот­реблять слова, обозначающие внешние признаки предме­тов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи па занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номи­нативной (назывательной) функции слова: все, что нахо­дится вокруг ребенка, все, что он делает и, как делает, по­лучает название.

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных услов­ных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобра­зительной деятельности способствуют этому. Разнообраз­ный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, дейст­вий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в корот­кую фразу взрослого, понимать смысл постепенно услож­няемых высказываний, новых слов, уточняет их лексичес­кие, фонетические, грамматические оттенки. Слово помо­тает ребенку в познании всех сторон изобразительной дея­тельности, осмыслении процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее про­исходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так  как речь приобретает действительно практическую направ­ленность и имеет большое значение для выполнения той  или иной предложенной деятельности.    Различные    виды продуктивной деятельности благоприятны для развития ре­чи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуника­тивную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или ка­рандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. про­являть речевую инициативу.

Изобразительная деятельность имеет большое познава­тельное, воспитательное и коррекционное значение благо­даря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быст­рее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты.

Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, вы­полняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена нату­ральными предметами, а не иллюстративным материалом.

Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными рече­выми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозмож­ных речевых комбинациях, делает слово мобильным, под­вижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение. Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, важ­но постепенно в течение всего года создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений вос­питателя и логопеда как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом, убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.

     Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктив­ной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Как уже упоминалось, для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предмета­ми. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначаю­щее предмет, если имели возможность этим предметом ма­нипулировать.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с призна­ками действия. Обеспечить связь слова с предметом зна­чительно легче, чем связь слова с действием: можно пока­зать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картину. Значительно труднее показать че­рез картину связь слова с движением или состоянием пред­мета. В изобразительной деятельности это происходит ес­тественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообраз­ные действия. Например; взял карандаш, прижал тряпоч­ку, веду линию, рисую мяч, отрезал уголок, кисточку по­ложил на подставку и т. д.

     Следует заметить, что, например, приставочные глаго­лы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности логопед часто употребляет их, говоря о том, что делает ребенок: режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг, разрезает лист, надрезает по сгибу и т. д. При специальном обучении дети хорошо усваивают оп­ределенную цепь последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует раз­витию речи — правильному пониманию и выполнению инст­рукции типа: «Нарисуй красный шар, а потом — синий». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают после­довательность действий и причинно-следственную взаимо­связь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистой».

Важно отметить, что действия детей, оречевленные в изобразительной деятельности, становятся более совер­шенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичны­ми, регулируемыми. Ускоряется процесс усвоения изобра­зительных навыков.

     Изображение предмета, даже самого элементарного, в лепке, аппликации и т. д. предполагает наличие достаточ­но ясных представлений о нем. Формирование представле­ний о предметах и явлениях требует от детей усвоения зна­ний об их свойствах и признаках (об их форме, цвете, ве­личине, мягкости, упругости, количестве, положении в про­странстве и т. д.). Воспитатель перед обучением детей изображению выделяют и называют эти свойства, путем сравнения предметов учат детей находить сходство и различия.

Постепенно дети приобретают способность самостоя­тельно анализировать предмет, видеть его составные час­ти, сравнивать их и в то же время воспринимать предмет в целом. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, прочнее закрепляется в сознании. Признаки (форма, величина, цвет) становятся не только присущими отдельным определенным предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Дети узнают и называют, например, красный цвет, круглую форму, прямую линию в предмете, а к концу года активно используют эти слова и словосочетания в общении.

Как в массовых детских садах, так и в группах для детей с нарушениями речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не мо­гут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях

Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисо­ванному предмету движения (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сю­жет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звуко­подражаниями и доступными словами их диалог.

Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ-топ («следы»), кап-кап-кап («дождик-идет»), туда-сюда, прижала-оторва­ла и т. д.: «оживляют» свои выполненные работы. Это так­же следует использовать для развития разных сторон речи.

Учитывая стремление детей рисовать играя, следует использовать изобразительную деятельность для того, чтобы уточнять представления о предметах и возможных связях между ними. Дети рисуют заборчик, а логопед говорит: «У меня есть петушок, он любит сидеть на заборчике». Де­ти наклеивают узор для коврика, а логопед говорит: «Со­бачка будет спать на    коврике». Чтобы    дети научились представлять общий вид предмета, его строение, следует подкреплять их знания систематическими наблюдениями, развивая при этом конкретно-образное мышление и зри­тельное восприятие параллельно с речью.

В группах с общим недоразвитием    речи   необходимо специально воспитывать у детей    умение    воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения  помогают де­тям выделить в предметах их признаки  («Ленточки крас­ные, длинные, красивые»). Слово помогает    осмыслению процесса  изображения.   Ребенок  с  общим  недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблю­дению   изображаемых   предметов.   Поэтому  очень  велика роль взрослого  (воспитателя, логопеда)  в выработке у де­тей умения прослеживать особенность формы, контур пред­мета и его частей, цвет и другие признаки  (мяч большой, круглый, красный). Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисова­нию, но и на, развитие восприятия, воображения. Сам про­цесс изображения сопровождается у детей живой работой мысли и воображения. Рисуя карандашом, красками, лепя из глины, ребенок лучше воспринимает очертание формы, яркость цветовых  пятен,  если этому помогают слово или различные звукоподражания, связанные с предметом. Со­четание  разнообразных  пятен    с  фоном,    подкрепляемое речью, вызывает у ребенка    различные ассоциации, опре­деленную настроенность. Ребенка привлекают яркие крас­ки, карандаши, большой лист бумаги; он испытывает удо­вольствие,  рисуя  вместе со взрослыми.  Надо стремиться к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались этим. Детей увлекает сам процесс деятельности, повторяе­мость действий, но  результат  пока  их  мало  интересует. Если  воспитатель не уберет своевременно ра­боту, дети могут ее испортить.

У детей ещё нет собственного замысла, они не умеют намечать тему. На занятиях следует чаще обращать их внимание на выразительность полученного изображения. Задание по изобразительной деятельности должно строить­ся, так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, кото­рая поможет ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем (логопедом) рисунок, лепку, аппли­кацию. Следует также привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характе­ристику предмета, развивают у детей образное восприя­тие, обогащают речь выразительными средствами.

Изобразительная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие по­ложительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настой­чивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результа­там его усилий.

Большое значение имеет воспитание у детей стремления сделать работу понятнее и интереснее для других. Дети испытывают удовлетворение оттого, что лепка, рисунок понравились, что их товарищи выразили свое удовлетво­рение, отметили их работы (например, похлопали им за хорошее выполнение).

Воспитатель поощряет активность детей, вы­полняющих установленные правила, благодаря чему у де­тей постепенно вырабатывается осознанное поведение, уме­ние ограничивать свою активность, воспитывается выдержка. Это особенно важно для расторможенных детей, игно­рирующих, принятые в группе правила поведения. Воспи­тывая у детей навыки правильного поведения, следует как можно реже прибегать к замечаниям, порицаниям, так как они гасят интерес к деятельности. Напротив, положитель­ная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям.

Таким образом, все перечисленные положительные сто­роны продуктивной деятельности оказывают большое влия­ние на формирование различных сторон речи при аномаль­ном ее развитии.

 

 

 

ВЕСЬ ТЕКСТ КОНСУЛЬТАЦИИ.

 

Категория: Консультации по речевому развитию | Просмотров: 48 | Добавил: сад | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск











Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930