26.01.2018 года семинар для музыкальных руководителей.
Тема выступления на семинаре: Развитие интереса к музыке и воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку при реализации региональной парциальной образовательной программы для дошкольников «Цветной мир Белогорья»
Подготовила:
музыкальный руководитель
МДОУ «ЦРР-д/с №2» г. Валуйки
Черкашина Н.А.
С сентября 2017 года педагоги МДОУ «ЦРР-д/с № 2» г. Валуйки приступили к реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Цветной мир Белогорья» под редакцией Серых Л.В., Линник-Ботова С.И., Богун А.Б., Косова Н.В., Яковлева Н.В.
Как показала практика, наиболее запоминающим и эффективным методом является такая форма работы по ознакомлению детей с родным краем, как музыкальная деятельность, во время которой происходит развитие интереса к музыке и воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
Благодаря региональному компоненту образования дети получили возможность открыть для себя волшебную силу музыки и воплотить её в собственное творчество. Так как парциальная программа является источником социокультурных традиций Белгородской области и Валуйского района она дает воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о родном крае, воспитывает любовь к родному краю и к Родине. При этом малыши II младшей группы постигают музыкальные возможности и раскрывают себя с помощью повышения собственного эмоционального настроения и отзывчивости на музыку.
Формы работы музыкальных руководителей МДОУ «ЦРР-д/с» в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения, игровые ситуации, организованные образовательные ситуации, кукольный театр, режимные моменты, чтение детской художественной литературы и самостоятельная деятельность ребенка.
Во время планирования музыкальных организованных образовательных ситуаций музыкальный руководитель подбирает к ним другие образовательные области по тематике, то есть применяет в работе способы интегрирования. Одной из форм непосредственного отклика на музыку является детский рисунок. Например, модуль «Я и мой мир» музыкальный руководитель применяет один из приемов арт-терапии – рисование под музыку (использует разнообразные музыкальные произведения, близкие по теме). Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появляется после слушания. Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания музыки, т.к. у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче. В какой-то мере показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке (конечно, при достаточном «словаре эмоций»). А музыкальному руководителю дает возможность развить интерес к музыкальным произведениям (лейтмотивам) Белгородской области и Валуйского района. Это крепко связывает ребенка с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко – любовь к родному краю, к родителям, своему дому, своей малой родине.
Программа также предусматривает использование отдельных модулей или замену модулей на авторские», может изменяться с учетом желаний субъектов образовательного процесса.
Исходя из данной позиции программы, в ДОУ педагогами планируется разработка авторских модулей с фольклорными произведениями нашего города и района. Существуют целые сборники, такие как: «Народные песни Валуйского района Белгородской области» И.И. Веретенникова, члена Союза композиторов России, с которыми мы просто обязаны познакомить детей в рамках реализации основополагающей идеи программы «Цветной мир Белогорья».
Знания, полученные детьми, в ходе образовательной ситуации отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием поют прибаутки, например «Как на тоненький ледок», попевки «Трах – бах - тарабах», потешки «Федя-бредя», распевки, танцуют, принимают активное участие в театрализованной деятельности «Дед хотел уху сварить», водят хороводы, пляшут, они проявляют интерес к музыкальной деятельности, так как все образы просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. В режимных моментах музыкальные народные мотивы звучат на совместных прогулках и экскурсиях, при чтении детской художественной литературы, образы народных сказок и былин поддерживает музыкальное сопровождение, которое помогает детям глубже погрузиться и понять происходящие события.
Использование музыкальным руководителем такой формы работы как беседа после прослушивания песен Белгородского края также способствует эстетическому развитию и развитию интереса к ним дошкольников, обогащению их творчества. Для углубления эмоциональных переживаний музыкальный руководитель в процессе беседы создаёт определенный эмоциональный настрой.
В музыкальной деятельности с детьми педагоги используют не только слушание народной музыки, но и живые образы Белогора, Белогорочки и Валуйчанки, которые принимают участие в театрализованной деятельности, в организованной образовательной ситуации, в игровых ситуациях, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.
Важно отметить, что появление кукол Белогора, Белогорочки или Валуйчанки всегда сопровождается музыкальным сопровождением (звучит народный лейтмотив, рекомендованный в программном сопровождении) Babynin_I._Saharov_I._Polskoj_s._Nizhnie_Peny_Belgorodskoj_obl._16_Nashi_shli_zazhinat_poshli_(iPlayer.fm)).
Игровые персонажи – куклы Белогор, Белогорочка и Валуйчанка способствуют организации общения и взаимодействия взрослого и детей. Эти персонажи выполняют роль внешней формы проявления самосознания дошкольника: ребенок разговаривает с куклами, которые отвечают на вопросы музыкального руководителя, разговаривают между собой. Музыкальный руководитель с помощью куклы Белогора, Белогорочки или Валуйчанки создаёт сюрпризный момент – появление гостя.
Белогор, Белогорочка или Валуйчанка предлагают детям проблемные ситуации, требуют от ребенка контекстного речевого высказывания в связи с возникшей ситуацией, меняют позицию дошкольников, превращая его в «знатока». Они способствуют обогащению их эмоций новыми образами, которые приобщают ребят к истокам народной культуры Белгородчины и в частности к своему родному городу Валуйки.
Используя в своей практике народные песни Белгородского края во время проведения подвижных игр, например игры с выполнением движений по содержанию песни «Два весёлых гуся», «Зимние забавы», детская игра Белгородской области «Шла купаться черепаха», Игра-имитация «Готовим чай в самоваре», музыкальный руководитель дает ребенку глубокие знания в разнообразии песенного репертуара, вызывает у них интерес к ним, будит фантазию и эмоциональную отзывчивость, обогащает самыми разнообразными образами. Музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляют основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Восприятие музыки – это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т.д.). Ритмически упорядоченные движения под музыку являются лучшим средством развития эмоционального отклика на воспринимаемую музыку.
Основным условием успешного внедрения песенного народного репертуара во время проведения подвижных игр – создание музыкальной картотеки. Требования, которыми руководствовались музыкальные руководители при отборе народных песен – это соответствие содержания песен возрастным представлениям и возможностям в познании нового.
Приобщая наших воспитанников к истокам русской народной культуре, часто организовываем детские фольклорные праздники: «Праздник русской березки», 21 сентября - Осенины, Оспожники, 14 октября - Покров, первое предзимье. При разработке народных праздников особое внимание уделяется подбору обрядово-календарного фольклора.
В ДОУ практикуется проведение тематических дней «Весёлая ярмарка», реализация детских мини-проектов («Костюм Белгородской области», Орнаменты родного края» и др.) участие в которых принимают все специалисты. Во время подготовки к проведению тематических дней музыкальный руководитель предусматривает использование на них музыкальных атрибутов, например для имитации игры, на музыкальных инструментах, при этом воспитываются эмоциональные и осознанные отношения к музыке, происходит импровизация в движении, развиваются способности детского творчества в музыкальной деятельности. Участие музыкального руководителя в мини-проектах заключается в совместном изготовлении детских музыкальных альбомов для прослушивания во время рисования орнамента родного края, в подборе Белгородских лейтмотивов во время ознакомления с костюмом Белгородской области и детской художественной литературы, где герои сказок поют. В результате реализации мини-проектов у детей повышается, и развивается интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Организуя в детском саду взаимодействие и общение с родителями, они становятся равноправными участниками образовательного процесса, которое положительно воздействует на формирование личности ребенка. Поэтому очень часто оформляем и даем консультации, рекомендации для родителей, в том числе и о проводимых в городе и районе народных гуляниях, фольклорных фестивалях, концертах в исполнении оркестра народных инструментов, выступлениях Белгородской филармонии и т.д. Активизируя участие родителей в различных мероприятиях детского сада, музыкальные руководители вовлекают их в реализацию мини-проектов – это помощь в изготовлении шумовых музыкальных инструментов и детских музыкальных инструментов, изготовление раздаточного материала для музыкальных игр.
Взаимосвязь изобразительной и музыкальной деятельности служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, а также способствует формированию более глубоких и осознанных представлений о родном крае. Включение элементов народного творчества методом интеграции способствует формированию у ребенка целостного восприятия самого себя, как неотъемлемой части своей малой родины, того, что является основой патриотизма.
|