Воскресенье
25.02.2018
10:57
Приветствую Вас Гость
RSS
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад №2"
г.Валуйки Белгородской области
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Консультации по речевому развитию [15]
Консультации по речевому развитию
Консультации по развитию музыкальных способностей [15]
Консультации по развитию музыкальных способностей
Консультации по психологии [16]
Консультации по психологии
Консультации педагогов Валуйского района [30]
Консультации педагогов Валуйского района
Консультации по английскому языку [15]
Консультации по физическому развитию [15]
Консультации по формированию навыков культуры [11]
Консультации по ЗОЖ [5]
Новости [21]
Архив новостей 2016-2017 [39]
Архив новостей 2015-2016 [35]
Архив новостей 2014-2015 [6]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2017 » Июнь » 2 » Совместная деятельность логопеда, воспитателя и родителей по преодолению ФНР и ФФНР у дошкольников
18:42
Совместная деятельность логопеда, воспитателя и родителей по преодолению ФНР и ФФНР у дошкольников

Консультация для родителей

Составила: Гаврилуца И. Р.

учитель-логопед

г. Валуйки, 2017г.

Совместная деятельность

логопеда, воспитателя и родителей по преодолению

ФНР и ФФНР у дошкольников

 

  1. Определение понятий

Фонематическое нарушение речи  (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу  слова.

 

Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) –  нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

    • Замена звука на более простой по артикуляции
    • Нестабильное использование звука в речи
    • Искаженное произношение звука

    У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких:

  • С, З, Ц – сигматизм свистящих звуков
  • Ш, Ж, Щ – сигматизм шипящих звуков
  • Л – ламбдацизм
  • Р – ротацизм
  • К, Г, Х – каппацизм
  • Й - йотоцизм
  1. Работа логопеда

             Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы.  Для того, чтобы наладить систематические , планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:

 

  1. Коррекция произношения
  2. Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)
  3. Формирование грамматических умений и навыков

 

                               Соответственно этим направлениям и должны даваться задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо вести работу по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи, тяжести нарушения и т.д. , но и лишними  задания той лил иной группы не окажутся ни для кого. Поэтому в своей практике я предпочитаю охватывать все 3 направления работы со всеми детьми.

                         Внутри каждого направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание, эмоционально-волевая сфера) могут выделены различные разделы:

  1. Коррекция произношения
    • Развитие мимики
    • Развитие моторики
    • Развитие артикуляционного аппарата
    • Постановка нарушенного звука
    • Автоматизация звука
    • Дифференциация звуков
  2. Формирование словаря
    • Слова, обозначающие предметы (номинаты)
    • Слова, обозначающие действия (предикаты)
    • Слова, обозначающие свойства и качества (адъекаты)
  3. Формирование грамматических умений и навыков
    • Связь слов в предложении (управление, согласование)
    • Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)
    • Работа над рассказом, пересказом

                     По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и не скорректированное ФФНР при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).

3.Советы родителям:

    • Больше разговаривайте с ребенком
    • Заставляйте ребенка оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить.
    • Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.
    • Не подавляйте речевую инициативу ребенка – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
    • Замечайте, какова речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях  – у ребенка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки).
    • Просите ребенка пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы, кино)
    • Спрашивайте ребенка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали на прогулке? Чем кормили? и т.д.  В ответ на ваш вопрос просите у ребенка предложение, а не 1 слово.
    • Занятия с ребенком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно проводить их в любое свободное время, например  – идя по улице.
    • Упражнения для языка, губ необходимо проводить перед зеркалом, с целью зрительного контроля со стороны ребенка.
    • Отрицательные эмоции со стороны родителей такие как нетерпение, неудовольствие недопустимы.
    • У ребенка не может получаться сразу все. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо подбодрить ребенка и сделать то , что у ребенка уже хорошо получается, напомнив, что этого он раньше тоже не мог.
    • Оречевлять любую совместную деятельность ребенка (проговаривать все, что он делает; проговаривать все, что вы делаете вместе).
    • Если звук поставлен, необходимо обращать внимание на то, как ребенок говорит его во фразовой речи. Если ребенок допускает ошибку необходимо его спокойно поправить, попросить повторить.
    • Если звук появился – надо постепенно вводить его в речь, прося ребенка произносить:

     - слоги с этим звуком (ША, ШИ, ШО, АШ, ОШ, УШ)

- слова, начинающиеся на этот звук (ШАР, ШУМ)

- слова, имеющие этот звук в середине, (МАШИНА, ВЕРШИНА)

                  - слова, оканчивающиеся на этот звук МАЛЫШ, КАМЫШ)

- слова со стечением согласных (ИГРУШКИ, КОШКА)

- фразы с данным звуком (В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ МЫШИ),

 

Игровые приемы

для развития звукового, слогового анализа и синтеза,

 развития фонематического восприятия и слуха

 

  • Придумать слова на заданный звук (Чтобы он был в середине, конце слова).
  • Придумать предложение, чтобы все слова начинались на заданный звук.
  • Разложить картинки по стопочкам – в зависимости от начального звука ( в зависимости от количества звуков, слогов)
  • Преобразования слов – КОШКА-КАШКА. – Что изменилось?
  • Преобразования слов  - из букв одного слова составить другое – НОС – СОН и т.д.
  • Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам: ДЭ, О, МЭ = ДОМ
  • Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
  • Игра « Города» - Москва – Анапа – Архангельск – Киев – и т.д.
  • Составить слово из букв (слогов) разрезной азбуки.
  • Игры на развитие слуховой и зрительной памяти «Что изменилось?», « Чего не стало?», « Какие слова мы сейчас называли?» и т.д.
  • Игра «Поймай звук» - вы задаете ребенку установку на какой – то звук и  говорите разные  слова, где этот звук есть и где его нет. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. Если звука в слове нет – хлопать не надо.
  • Игра «Снежный ком» - даете ребенку 1 слово и к этому слову добавляете еще слова по смыслу: Ваня + читал + книгу + интересную + для бабушки.

 

 

 

Категория: Консультации по речевому развитию | Просмотров: 83 | Добавил: сад | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск











Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930